Отражение операций по выпуску готовой продукции с использованием ПП «1С: ERP Управление предприятием 2»
При использовании программного продукта «1С: ERP» у пользователей традиционно возникает множество вопросов, как отразить в конфигурации те или иные хозяйственные операции. В рамках нашего примера мы постараемся разобраться с типовой схемой выпуска готовой продукции, используя функционал ПП «1С: ERP Управление предприятием 2».
Пример: организация «ООО Молочный комбинат» занимается производством молочной продукции. От контрагента «Детский сад №1» поступает заказ на производство продукции «Кефир» и «Молоко пастеризованное». Необходимо отразить факт выпуска готовой продукции, рассчитать себестоимость единицы выпуска и реализовать продукцию заказчику.
Рассчитаем себестоимость выпуска вручную по плановым данным:
Статья затрат |
Молоко пастеризованное (1 шт.) |
Кефир (1 шт.) |
Материальные затраты (по стоимости закупки, в соответствии с количеством, указанным в спецификации) (руб.): |
||
- Обезжиренное коровье молоко |
15*1=15 |
- |
- Стабилизационная система |
30*0,5=15 |
- |
- Молоко пастеризованное |
- |
15*0,2=3 |
- Закваска |
- |
10*0,2=2 |
- Упаковка |
8*1=8 |
8*1=8 |
Итого мат. затраты: |
38 руб. |
13 руб. |
Заработная плата (руб.) (пропорционально количеству выпуска) |
||
Окладная часть |
8463/450=18,80 руб. |
|
Сдельная часть |
|
|
Заготовка (0,3 шт. по цене 15 руб.+30% (взносы)) |
0,3*15*1,3=5,85 |
- |
Упаковка (0,2 шт. по цене 10 руб.+30%(взносы)) |
0,2*10*1,3=2,6 |
|
Итого з/п |
27,25 руб. |
21,4 руб. |
Электроэнергия (руб.) (пропорционально сдельной заработной плате) |
||
Сумма затрат = 10 000 руб. |
10000/2637,5*2117,5=8028,44 |
10000/2637,5*520=1971,56 |
Итого эл.эн |
32,11 руб. |
9,86 руб. |
Аренда (руб.) (пропорционально количеству выпуска) |
||
Сумма затрат = 7000 руб. |
7000/450=15,56 руб. |
|
Итоговая с/с единицы |
112,92 |
59,82 |
Проверим правильность наших расчетов при проведении операции по расчету себестоимости.
Для работы функционала управления производством необходимо установить флаг в поле «Управление производством (версия 2.2)» в меню «НСИ и администрирование» в разделе «Производство». В поле «Методика управления производством» выберем значение «Планирование по материальным и производственным ресурсам», что позволит учитывать и материальные запасы, и производственные мощности при планировании. Также в разделе «Финансовый результат и контроллинг» в поле «Партионный учет» выбираем вариант «Версия 2.2».
Для реализации нашего примера в ПП «1С: ERP» в первую очередь заполняем необходимые справочники.
Заносим «ООО Молочный комбинат» в справочник «Организации». При этом для нового элемента обязательно заполнить настройки учетной политики на соответствующей закладке (Рис.1)
Рис. 1
В справочнике «Структура предприятия» отразим подразделения нашей организации (Рис. 2)
Рис. 2
При этом особое внимание следует обратить на настройки для производственных подразделений. В нашем случае это «_МК_Молочный цех». Для него ставим флаг в поле «Подразделение-диспетчер, ответственное за выполнение заказов на производство», определяем график работы подразделения и склад материалов (Рис.3)
Рис. 3
Для указания перечня складских помещений занесем элементы в справочник «Склады и магазины» (Рис. 4)
Рис. 4
В настройках склада особое внимание нужно обратить на склады производственных подразделений. В настройках склада производства установим флаг в поле «Кладовая цеха», что в дальнейшем позволит нам в управленческом учете отражать ряд операции одним документом (Рис. 5)
Рис. 5
Далее заполняем справочник «Номенклатура» необходимыми позициями материалов и готовой продукции (Рис. 6)
Рис. 6
Для того, чтобы отразить перечень материалов, входящих в состав нашей готовой продукции, необходимо заполнить справочник «Ресурсные спецификации». Рассмотрим заполнение на примере номенклатурной позиции «Молоко пастеризованное» (Рис. 7)
Рис. 7
Заполняем перечень материалов, входящих в состав готовой продукции, в табличной части на закладке «Материалы и работы» (Рис. 8)
Рис. 8
Для отражения операций, которые необходимо произвести для изготовления выходного изделия, заполняется закладка «Трудозатраты» (Рис. 9)
Рис. 9
После внесения данных на необходимые закладки не забываем установить для нашей ресурсной спецификации статус «Действует».
Для того, чтобы детально описать перечень операции, которые производятся на одном этапе работы, используется справочник «Маршрутные карты». При его заполнении следует обратить внимание на закладку «Операции» (Рис. 10)
Рис. 10
Здесь мы настраиваем соответствие операции и вида рабочего центра, на котором она может быть выполнена. Не стоит забывать и о том, что для последующего планирования производства необходимо заполнить «Доступность видов рабочих центров» на интересующий нас временной интервал.
После заполнения основной справочной информации переходим к формированию документа «Заказ клиента» (Рис. 11)
Рис. 11
На закладке «Товары» указываем необходимые покупателю номенклатурные позиции и цену реализации (Рис. 12)
Рис. 12
Меняем статус заказа клиента на «К выполнению», проводим его и на основании введенного заказа клиента формируем документ «Заказ на производство» (Рис. 13)
Рис. 13
Проверяем заполнение заказа на производство и изменяем статус заказа на «К производству» (Рис. 14)
Рис. 14
Теперь отслеживать его движения можно через рабочее место «Управление очередью заказов», которое можно найти в разделе «Межцеховое управление 2.2». Для создания документа «Этапы производства», которые относятся непосредственно к локальному диспетчеру, необходимо выбрать нужный заказ на производство и при вызове контекстного меню выбрать вариант «Сформировать этапы производства» (Рис. 15)
Рис. 15
Сформированные нами этапы производства мы можем увидеть через рабочее место «Диспетчирование этапов» (Рис. 16)
Рис. 16
Планирование исполнения заказа на производство можно также осуществить из рабочего места «Управление очередью заказов» при выборе варианта «Планировать текущий» или «Планировать выбранный» (Рис. 17)
Рис. 17
При выполнении планирования заказа мы можем проанализировать, как те или иные ограничения влияют на сроки выпуска продукции (неограниченный парк оборудования, круглосуточная работа и пр.) (Рис. 18)
Рис. 18
После анализа произведенного планирования передаем наши этапы к выполнению (Рис. 19)
Рис. 19
Используя раздел «Внутрицеховое управление 2.2» в обработке «Выполнение этапов производства» пользователь может самостоятельно отметить начало выполнения операции (Рис. 20)
Рис. 20
Для того, чтобы проанализировать остатки складских запасов, необходимых для выполнения того или иного этапа, можно воспользоваться обработкой «Состояние обеспечения заказов» (Рис. 21)
Рис. 21
На перечень недостающих номенклатурных позиций формируем документ «Заказ поставщику» и на его основании оформляем документ «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Закупка у поставщика» (Рис. 22)
Рис. 22
По завершении каждого этапа в этой же обработке «Выполнение этапов производства» отмечаем его выполненным (Рис. 23)
Рис. 23
Функционал данного рабочего места также позволяет сразу зафиксировать выработку сотрудников (Рис. 24)
Рис. 24
В самом документе выработки необходимо указать одного или нескольких сотрудников, которые выполняли указанные операции, и установить необходимое количество отработанных часов (Рис. 25)
Рис. 25
В последующем для отражения операции по начислению заработной платы в регламентированном учете необходимо заполнить документы «Начисление зарплаты и взносов» и «Отражение зарплаты в финансовом учете».
Но вернемся к производственной цепочке.
Обратите внимание на тот факт, что если мы работаем с типом склада «Цеховая кладовая», то документ «Этап производства» сам сформирует движения по управленческому учету в части передачи материалов в НЗП и выпуска готовой продукции. Дополнительные документы для управленческого учета в этом случае заносить не нужно. А для формирования движений по регламентированному учету на основании каждого из оконченных этапов создаем документ «Передача выпущенной продукции» (Рис. 26)
Рис. 26
Закладки документа будут заполнены автоматически (Рис. 27)
Рис. 27
Для оформления документов по распоряжениям можно воспользоваться рабочим местом «Движение продукции и материалов». Неоформленные документы будут отражены на закладке «К оформлению (передача в подразделение)». По кнопке «Оформить по распоряжениям» формируются документы «Передача материалов в производство» (Рис. 28)
Рис. 28
После того, как мы отразили выпуск продукции, продукцию можно отгружать конечному потребителю. Для этого в документе «Заказ клиента» для каждой строки устанавливаем статус «Отгрузить» и на основании документа «Заказ клиента» формируем документ «Реализация товаров» (Рис. 29)
Рис. 29
После отгрузки готовой продукции статус документа «Заказ клиента» необходимо сменить на «Закрыт».
На этом основная производственная цепочка в рамках нашего примера закончилась. Попробуем ее немного усложнить и уменьшить себестоимость готовой продукции на сумму возвратных отходов производства.
Предположим, что в процессе производства мы получили 10 литров закваски, которую мы также в дальнейшем намерены реализовать. Для распределения стоимости возвратных отходов воспользуемся документом «Оформление производства без заказов» с видом «Распределение возвратных отходов» (Рис. 30)
Рис. 30
В полях «Количество» и «Цена» указываем необходимые данные и на закладке «По правилу» - правило распределения стоимости возвратных отходов на готовую продукцию (Рис. 31)
Рис. 31
Также отразим затраты на аренду помещения и электроэнергию. Для отражения расходов на аренду (в сумме 7 000 руб.) заполним документ «Поступление услуг и прочих активов» (Рис. 32)
Рис. 32
Настройку распределения расходов в ПП «1С: ERP» как между подразделениями, так и между выпущенной продукцией можно задать для каждой статьи отдельно. В нашем случае распределение затрат будет производиться в рамках указанного подразделения (_МК_Молочный цех) пропорционально количеству продукции.
Для распределения расходов по аренде на готовую продукцию настроим статью следующим образом (Рис. 33)
Рис. 33
Аналогично, через документ «Поступление услуг и прочих активов», отразим расходы по электроэнергии (в сумме 10 000 руб.). Данная статья расходов будет распределена в производственном подразделении пропорционально сдельной оплате труда (Рис. 34)
Рис. 34
Для формирования бухгалтерских проводок в документах по нашей организации воспользуемся обработкой «Отражение документов в регламентированном учете» (предварительно необходимо настроить счета учета для документов нашей организации, пройдя по навигационной команде «Настроить счета учета») (Рис. 35)
Рис. 35
После того, как все операции отражены, мы выполняем операции по закрытию месяца (Рис. 36)
Рис. 36
Для анализа затрат, которые вошли в себестоимость продукции, воспользуемся отчетом «Анализ себестоимости выпущенной продукции», который находится в разделе «Анализ себестоимости 2.2». В настройках отчета укажем, что данные должны выводиться в валюте регл. учета (в нашем случае, это рубли) (Рис. 37)
Рис. 37
В колонке «Себестоимость единицы продукции» мы можем увидеть себестоимость, рассчитанную программой автоматически.
После анализа данных мы видим, что в себестоимость выпущенной продукции «Кефир» вошли материальные затраты (вошли только те материалы, которые были указаны в ресурсной спецификации по закупочной стоимости), заработная плата работников организации (оклад + сделка, на основании документа «Выработка сотрудников»), расходы на электроэнергию и на аренду (распределились на весь выпуск согласно правилам, установленным для статьи расходов), а также стоимость выпуска уменьшилась на величину возвратных отходов. Аналогично расчет был произведен и для номенклатурной позиции «Молоко пастеризованное».
Сравним данные нашего предварительного планового расчета с данными, которые мы получили при фактическом расчете себестоимости.
Себестоимость единицы продукции |
Плановые данные |
Фактические данные (без учета возвратных отходов) |
Отклонение |
Молоко пастеризованное |
112,92 руб. |
112,93 руб. |
0,01 руб. |
Кефир |
59,82 руб. |
59,84 руб. |
0,02 руб. |
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что вести учет в ПП «1С: ERP Управление предприятием 2» можно по тем же принципам, которые установлены на предприятии (благодаря гибкой настройке расчета себестоимости), но в то же время автоматизация позволяет рассчитать себестоимость единицы продукции с максимальной точностью.
Кроме того, возможности программного продукта позволяют проанализировать практически все аспекты работы предприятия. Например, для того, чтобы оценить рентабельность того или иного заказа клиента, можно воспользоваться отчетом «Оценка рентабельности продажи», который показывает рентабельность как заказа клиента в целом, так и каждой номенклатурной позиции в отдельности (Рис. 38)
Рис. 38
Для оценки финансовой деятельности организации в целом есть возможность сформировать отчет «Финансовые результаты», в котором можно оценить прибыль или убыток от деятельности за определенный период времени (Рис. 39)
Рис. 39
Таким образом, на нашем примере мы убедились, что функционал «1С: ERP Управление предприятием 2» позволяет не только максимально точно рассчитать себестоимость выпускаемой продукции, произвести анализ заказов покупателей и финансовой деятельности предприятия в целом, но также, благодаря новым методикам управления производственными процессами, позволяет конечным пользователям сократить время на регистрацию производственных операций и минимизировать количество ошибок учета.