Что такое личный кабинет работника? Для чего он нужен? Часто людям требуются справка 2-НДФЛ или заявления на вычеты, на льготы, предоставление больничных, требуется документооборот с профсоюзом и охраной труда. Для целей получения этих документов может служить специальное приложение для смартфона и расширение конфигурации 1С. Такой личный кабинет решит вопросы очереди в отдел бухгалтерии предприятия, решит проблемы очереди в органах социальной защиты, в ИФНС. Поэтому считаю этот вопрос важным, личный кабинет нужен. Как это решит проблемы очередей в государственных и муниципальных органах? Понятно с отделом бухгалтерии. Работник может переслать документы в электронном виде с ЭЦП работодателя в эти органы со своего почтового ящика.
Для рождения идеи о личном кабинете работника у меня имелся ряд философских вопросов: Почему работник должен платить за доступ к личному кабинету в информационной системе работодателя? Он ведь уплачивает за Интернет. Как работнику и работодателю доказать содержимое и даты запросов и ответов? Как защититьтся от третьих сторон?
Философский вопрос 1. Почему работник должен платить за доступ к личному кабинету в информационной системе работодателя?
Уже давно известен Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи". И в 2021 году появилось Постановление Правительства РФ от 31 декабря N 2606 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных".
Цитата из постановления 2024 года:
С 24 часов до 7 суток решено увеличить время пользования услугой бесплатного доступа к социально значимым интернет-ресурсам независимо от баланса на счете абонента.
Доступ к электронной почте считается социально-значимой для общества составляющей. Так ведь можно объединить эту мысль с мыслью о личном кабинете работника.
Философский вопрос 2. Как работнику и работодателю доказать содержимое и даты запросов и ответов?
Нужна третья сторона. Например, оператор электронной почты.
Философский вопрос 3. Как защититьтся от третьих сторон?
Подпись симметричного шифрования, бесплатная (HMAC)? Симметричное шифрование писем. У работодателя имеется список рабочих e-mails работников. У работников имеется e-mail работодателя.
Философский вопрос 4. Подпись запрососв и ответов
Также я размышлял о необходимости подписи запросов документов работником. Для этой цели хорошо подходит простая электронная подпись - письмо с почтового ящика работника.
Работодатель помимо этого защищает документы УКЭЦП.
Философский вопрос 5. Социальная отвественность инструмента
Понятно, что эти концепции усиливают либеральные идеи в обществе. Но идея родилась для упрощения жизни людей, а не для создания конфликтных ситуаций.
По личному желанию работник скачивает бесплатное мобильное приложение на свой смартфон и создаёт бесплатный электронный почтовый ящик. В приложении он указывает этот электронный адрес и электронный почтовый адрес работодателя. У работодателя спрашивает ключ доступа (пароль), указывает в приложении.
Из приложения делает запрос на предоставление 2-НДФЛ и заявление на вычет. Работодатель в своём приложении (расширение конфигурации 1С) отвечает на его запрос нажатием кнопки, и происходит отправка документа с ЭЦП главного бухгалтера в приложение работника. Работник может отправить эту справку на электронный почтовый ящик, например, банка. Аналогичная история с заявлением на вычет.
При необходимости данные могут передаваться в зашифрованном виде, шифрование симметричное.
Весь документооборот ведётся через электронную почту. Приложения читают эту почту и автоматически транслируют её в запросы и ответы.
При этом достигаются следующие задачи: